Чтобы уверенно стать на ноги, нужно долго и терпеливо подниматься!

FlippingBook: Pages
[-]

Thema
[-]
Чтобы уверенно стать на ноги, нужно долго и терпеливо подниматься!  


Незадолго до этого интервью я, можно сказать, злоупотребила служебным положением: попросила Алескандра Шпенглера посмотреть мою машину. Его диагноз меня успокоил – можно смело ездить. Только позднее я сама себе удивилась: а почему я так быстро ему поверила, чего только не скажешь ради успокоения автовладелицы? И сама же себе ответила: этому открытому улыбчивому человеку нельзя не верить, он просто излучает доброту, уверенность, профессиональный и жизненный опыт.

Добрый день, Александр. Расскажите немного о себе. Вы давно в Германии? Откуда приехали?

Приехал я из Кустаная (северный Казахстан) в сентябре 1994 года. Мне тогда было 30 лет.

А там чем занимались?

Тут такая история... Я родился и рос в деревне. И все родственники работали на технике. У матери семь братьев и сестер, у отца шесть братьев и одна сестра и все связаны с техникой. А я был самым старшим из пацанов. И если родня собиралась ехать ремонтировать что-то, то обязательно заезжали за мной. «Сашка, поехали поможешь» Я и ехал. У брата отца был авто-сервис. Он 25 лет мастером проработал. И там я тоже постоянно пропадал.

То есть машины, механизмы, гаечные ключи Вы видели с детства?

Да, так и есть. Пришел из армии и пошел работать в карьер шофером на Билазе.

К тому времени у Вас уже были права?

Права делал еще до армии. Не сдал. А потом вернулся, женился, надо было работать и отучился на права заново. В карьере я отработал шесть лет, до 1991 года. Потом началась перестройка, дележки, зарплату не платили. Дядька позвал к себе в авто-сервис и я начал там ему помогать. Поработали с ним, а через несколько лет он умер – сердце. А я еще год до отъезда в Германию работал один.

Вы переоформили все дело на себя? С родственниками проблем по этому поводу не было? 

А какие проблемы? Это все не мое было. Я только работал. Все, как было на тетку оформлено, так и осталось. Деньги за те запчасти, которые от дядьки остались, я ей отдавал. А за свет, за воду, за отопление мы в свое время за два года вперед заплатили. Столько было безнала, что девать некуда было, вот и оплатили вперед.

Но ведь была инфляция? 

Ну и что, мы же уже заплатили государству.

А площади были Ваши или тоже государственные?

Помещение было дядькино. За него я не платил. Просто работал. По-родственному.

А клиентура к тому времени у Вас уже была?

Дядьку люди знали, клиентов немало было. А когда он умер, я месяца два просто сидел и ждал. Все думали, что автосервис закрылся. Но потом поехали потихонечку. У меня там, в Казахстане, была своя кооперативная квартира, гараж, машина. Но все свое. Не повезло мне, от государства ничего не получил. Все хапали, а мне работать приходилось. Все своими руками.

Получается, что Вы приехали сюда уже нацеленные на эту работу?

С одной стороны да, а с другой мне негде было работать. Первая машина была, вроде, тайота. Сюда ведь и клиенты мои старые переехали, тоже русские немцы. Дали мне машину после аварии, попросили сделать. Гараж был маленький, но выстучал, сделал. Пошло дело. Потом квартиру в Динсхайме купили. Там у моего соседа сарайчик был и он предложил мне за небольшую плату использовать его. Я начал инструмент туда тащить и параллельно с основной работой на «Линде», я начал подрабатывать на машинах.

А что за предприятие? Чем Вы там занимались?

Это фирма, которая выпускала холодильники. Я их красил. На этой фирме я отработал девять лет. Мне там хорошо платили. В марках тогда получалось три с половиной тысячи. А когда на евро перешли, сначала полторы, потом две. А потом американцы это предприятие купили. Но еще до этого, я начал снимать большое помещение в Динсхайме. У меня уже постоянно работал человек, которого я привез из Польши. Он до сих пор здесь. Молодец, как для себя работает. За ним не надо смотреть, руководить. Показываю машину и говорю что надо ее сделать, а дальше он уже сам. Так вот, я приезжал в мастерскую после основной работы и проводил там все вечера. Я видел, что на «Линде» дела идут плохо. Когда американцы выкупили ее, начали увольнять людей. Они ведь конкурентов купили, само производство их не интересовало. Я пошел к начальству и предложил им уволить и меня. Они не согласились и я еще год ждал, когда это произойдет. Мог бы и сам уйти, но не хотел – тогда деньги не получил бы за увольнение.

О каких деньгах тогда примерно речь шла?

Пятнадцать тысяч евро. Если бы я не девять, а десять лет отработал там, то получил бы немного больше. Потом отработал там еще пол года и ушел на пособие по безработице. Пол года получал его, а это было 1700 каждый месяц. Затем обратился в арбайтсамт, сказал им, что хочу работать самостоятельно, но  не знаю, получится или нет. Давайте, я мол попробую. И еще три месяца получал пособие и уже официально занимался машинами. Потом опять в арбайтсамт пошел, спросил про «подъемные деньги» для открытия своего дела. И они мне за восемь месяцев еще около восемнадцати тысяч заплатили. Получается, что я не то, что не проиграл от того, что раньше уволился, но еще и выиграл.

А Ваша жена работала?

Она отучилась в училище и всю жизнь проработала швеёй. Пробовали магазин свадебных нарядов с Валей открыть, но дело не пошло.

Приехали Вы сюда уже с детьми? Сколько им тогда было лет?

Приехали мы вчетвером. Мы с женой и двое сыновей. Младшему было семь, старшему десять. Они молодцы, все время помогали друг другу. Сергей смотрел за Виталькой, чтобы никто не обидел. Старший у меня большой вырос, в два раза больше меня, сто десять килограмм веса, почти два метра ростом. Он дом купил здесь рядом – из окна видно. Там три квартиры. В одной живет, а две на сдачу.  Младший в квартире живет, сейчас тоже на него переписываем. Там еще долги. Надо выплачивать. Предложил ему забрать и он с удовольствием согласился. А мне зачем? Все равно все это я для семьи делаю.

Это значит, что они уже давно отучились и теперь в Вашем деле или сами по себе?

Сейчас пока работают по найму. Какие планы? Об этом лучше умолчу. Помните поговорку: хочешь насмешить Бога, - расскажи ему о своих планах.

Но речь идет о семейном бизнесе?

Да. Скажу больше. Я и из автосервиса хочу потихонечку выйти. Мы ведь это здание и землю купили. Моя сторона 2500 квадратных метров и на стороне сына еще 1000. Правда, дешево. Повезло. Мне уже 46 лет. Когда-нибудь надо заканчивать.

Дети будут продолжать Ваш бизнес?

Не совсем, у них свое видение. Но в целом скорее да, чем нет. Если все пойдет нормально, то их участие должно хорошие деньги приносить. И если денег будет хватать, то от авто-сервиса я хочу отойти и помещение сдавать. С другой стороны, зачем сдавать кому-то чужому, когда у меня есть два сына?

А они могут этим заниматься? Умеют?

Да, конечно.

А хотят?

Если бизнес приносит денег, то почему не хотеть? Если все пойдет успешно, я хочу чтобы пацаны не занимались только одним чем-то, а чтобы у них было два-три направления.

И Вы думаете, что они это все потянут?

Запросто. Они у меня оба не лентяи. Если пашут, то пашут. Без них я бы так не поднялся. Они с детства приучены были к самостоятельности. Когда младший рос, в садик его не устроить было и он лет с четырех дома один оставался. Проснется, телевизор включит себе. Потом старший из школы забежит, покушать ему разогреет и обратно в школу, а ему самому тогда семь лет только было. Малой покушает, поставит стул к раковине, помоет стакан свой. Может, не так чисто, но он старался. Я сам время от времени домой заезжал. Посмотрю, что все нормально и опять на работу. Телефона ведь не было раньше. Теперь все проще. Соседи смеялись. Они могли вдвоем ковер скрутить, еще двоих друзей позвать и понести вчетвером на улицу выбивать. Никто не заставлял их. Я их не учил. Так получилось, что с детства они сами хотели работать.

Помогать сыновьям будете?

Первое время я буду все равно при деле. А потом займусь чем-нибудь для души. Но все равно денежным. И если это дело будет приносить столько денег, на сколько я рассчитываю, то на этом и остановлюсь.

Вы такую странную вещь сказали сейчас. Вы предполагаете, что наступает момент, когда денег хватает? Вы сами себе скажете, что все, мне больше денег не надо? Разве такое бывает?

После пятидесяти хочется уже спокойной жизни. Хватает на хлеб, на воду, в отпуск съездить... Катер свой продам, другой куплю. Что надо человеку? У меня все есть. А молодежь пусть развивается дальше.

Надо просто правильно использовать землю, чтобы она доход приносила. У меня еще место свободное есть... Я хочу поставить там двухэтажный деревянный домик. Для нас с женой. И там будем жить.

Наверное, не правильно было бы сказать, что Вы решили удалиться от бизнеса и заняться хобби. Ведь, насколько я понимаю, все о чем Вы рассказываете и есть Ваше хобби? Вы любите то, чем занимаетесь.

Именно так. Это и есть хобби. Я всю жизнь делаю то, что мне нравится делать. Так получилось. Стечение обстоятельств, везение плюс немного труда.

Возможно, и из-за Ваших внутренних качеств? Вы человек очень доброжелательный, открытый, трудолюбивый. Это видно сразу.

Может и так. Но у меня вся семья работает в команде. И жена, и сыновья и невестки. Не было дня, чтобы мы не собирались вечером все вместе. Дети каждый день приезжают к нам. Мне просто повезло и с детьми и с женой. Она меня всю жизнь поддерживала.

Получается, что всю жизнь одно только счастье или были и проблемы? От чего голова болит?

Голова болит?.. Например, от кризиса. Работы стало меньше. А в остальном, мы уже добились всего о чем мечтали с женой. Все сбывается.

У Вас есть знакомые у которых все наоборот? За что не возьмутся, все рушится, ничего не получается?

Наверно нет таких. Все довольно успешные. Да я и не сказал бы, что все уж так отлично у меня. Я бы хотел ничего не делать и деньги получать. Но пока не получается.

А смогли бы?

В том то и дело, что вряд-ли. Так уж мы устроены. Любим работать. У меня и дети такие. Старший в школе не хотел учиться, но если надо было придумать что-нибудь, что-то сделать, с кем-то договориться, вот это без проблем. А младший был лучшим учеником не только в классе, но и в школе. Он все может грамотно подготовить и оформить. Так и получается – старший организовывает, младший правильно раскладывает. У них хорошая команда.

Клиенты у Вас в основном русские?

Нет, не только, и немцы тоже. Та фирма, на которой дети работают, – тоже мои клиенты. Все их машины у меня ремонтируются.

Русского языка никогда не стеснялись?

Нет. Все клиенты знают, что я русский и нормально к этому относятся. У меня и домашние все по-русски разговаривают. Даже внуки. У меня уже трое внуков. Я считаю, что любой язык – это богатство.

Во сколько начинается Ваш рабочий день?

Раньше очень рано вставал, работы много было. А сейчас часов в девять. Когда я работал на «Линде», я там неплохо зарабатывал и в гараже тоже была прибыль. Плюс жена зарабатывала. Это были отличные деньги тогда. Дети подрастали. То одно захотят, то другое. На что я отвечал, что я и рад бы помочь, но надо и самим что-то делать. Захотел старший BMX – велосипед такой. В то время они были модные. Но и дорогие, марок 700-800 стоили. В то время надо было квартиру обставлять, одно, другое... Притащили они какой-то старый со шрота. Рама отдельно, колеса отдельно. Разобрали мы его. Серега мой, Андрей – друг его. Они до сих пор так и дружат. Их из той команды человека четыре осталось, а собиралось у меня в мастерской человек десять. Остальные кто наркоманом стал, кто спился. Я не звал их, сами хотели и приезжали с велосипедами. Они у меня тут учились всему. Я бывало дни убивал на них, ничего не зарабатывая, но дети есть дети. Показывал, как гайки раскручивать. И они у меня все сами разбирали, мыли, смазывали, шкурили. Я им покрашу, они собирали, ехали, падали, ломали, опять ремонтировали. У меня на работе токарные станки были. Так я подсмотрю в магазине, какие ножки для этих велосипедов продаются, и к токарям нашим. Нужно ведь сделать лучше, чем в магазине, чтобы самый крутой велик был. Любили, одним словом, пацаны у меня собираться. Потом мопеды пошли, потом мотоциклы, потом машины. Мне не всегда нравилось то, что они делали, но им нравилось и я помогал. Сутками работали. Там всему и научились. Андрей до сих пор приезжает, и с ребятами моими работает вместе. Он мне тоже, как сын.

Вы говорили, что ничему не учили детей, не воспитывали, но это ведь совсем не так. Вы дали им самую лучшую школу – учили на своем примере и на деле.

Не буду спорить. Они, наверное, благодарны мне, что я всегда был рядом. Но и я им благодарен, что они не таскались по улицам, а были всегда со мной. Если старший сын что-нибудь натворит, он всегда со мной делился. И по сей день со всеми проблемами ко мне идут.

Вы говорили, что жена всегда поддерживала Вас, а что это значит?

Она никогда во мне не сомневалась. Всегда помогала. В Казахстане, когда дядя Карл умер, я два месяца без работы сидел. Ну нету работы – никто не приезжает. Я уже собирался таксовать. Но Валя отговорила. Подожди, не торопись, люди же не знают пока, время надо. Всегда успокаивала. Подождал и пошло дело. Права она оказалась. Бывала, что и пролетал на хорошие суммы, не всегда получается так, как ты хочешь. Ни разу она не упрекнула. Ругаться не умеет вообще. В таких случаях говорила «забудь и живи дальше». Мы же с седьмого класса знакомы. Знаем друг друга от и до.

А по Родине не скучаете?

Нет. Раньше каждый год бывал там. То машины отгоним с сыновьями, то еще что. А сейчас больше не поеду туда. Не хочу.

А как на Ваш взгляд, в автомобильном бизнесе для новых людей еще место есть, или уже все плотно?

Плотно, конечно. Но ведь зависит еще и оттого, как делаешь. Я понял одно – дешево делать нельзя. Когда начинал, материалы подешевле искал. Сделал машину, покрасил – прекрасно все выглядит. А через пол года посмотришь... страшно. Лучше купить материал дороже, но качественнее. Тогда и стыдно за свою работу не будет. Но это все с опытом приходит. А вообще, ремонт машин, это всегда прибыльное дело. Я бы отговаривать желающих не стал. Помещение поначалу больших вложений требует. Что-то доделать, что-то переделать, купить новые окна, ворота. Вот если все уже сделано и только машинами заниматься, то никаких проблем. На производстве работать хорошо, но на себя лучше.

А что с документами? Ведь нужно какое-то разрешение, квалификация, чтобы мастерскую открыть.

Где-то до 1997 нужен был Master-Brief, сейчас уже не надо. Ведь он для чего нужен? Например, ты поменял в машине колодки тормозные, а человек поехал и в аварию попал. Потом может сказать, что тормоза у меня делали, а они не сработали. Зачем мне такое надо? Я просто не делаю те вещи, для которых нужен Master-Brief. Я не меняю ABS, ничего из того, что технически важно для жизни. Надо заниматься одним направлением и делать свое дело хорошо.

Клиенты примерно одни и те же у Вас? Я думаю, что каждый год меняется процентов пять? И сколько должно быть клиентов, чтобы нормально жить в Ваших условиях?

Немного меняется. Да, так и есть. У меня примерно 150 клиентов. В основном фирмы. С ними удобнее работать.

Спасибо, Александр, за интервью.  И последний вопрос, а как Вы рекламируетесь?

Уже никак. Мне это уже не нужно. Предложений много. Но и клиентов у меня достаточно. Зачем выше головы прыгать?

 

P.S. Жаль. Очень жаль! Жаль страну, из которой уезжают такие в общем-то простые, но работящие, умелые, хозяйственные люди. А с другой стороны, приятно сознавать, что теперь они живут недалеко от тебя.  

Оксана Шер


Comments
[-]

Comments are not added

Guest: *  
Name:

Comment: *  
Attach files  
 


Bewertungen
[-]
Статья      Remarks: 0
Актуальность данной темы
Remarks: 0
Польза от статьи
Remarks: 0
Объективность автора
Remarks: 0
Работа по расследованию
Remarks: 0
Надежность источников
Remarks: 0
Стиль написания статьи
Remarks: 0
Логическое построение
Remarks: 0
Простота восприятия и понимания
Remarks: 0

Meta information
[-]
Date: 20.05.2011
Add by: ava  oxana.sher
Visit: 1072

zagluwka
advanced
Submit
Back to homepage
Beta